Всё о туризме, отдыхе, путешествиях.
Добавить в закладки…
основная картинка для шапки
Свернуть
Путешествия по:
  • Все страны мира
  • Путешествия по миру

Горнолыжный туризм — виды, история, трассы, правила спуска

Горнолыжный туризм — история горнолыжного спорта, горнолыжные курорты, виды склонов, горнолыжных трасс, подъёмников, правила поведения туристов на горнолыжных курортах при спусках по трассам со склонов.

Горнолыжный туризм

Горнолыжный туризм - курорты виды история фотоГорнолыжный туризм с активным зимним отдыхом с каждым годом становится все более и более популярным в наших странах. Ряды любителей горнолыжного спорта и сноубординга непрерывно пополняются новыми поклонниками. Увеличивается и количество горнолыжных курортов для занятий этими видами спорта. Ни для кого не секрет, что для зимних курортов необходима развитая инфраструктура и отличное техническое оснащение. Это и разветвленная сеть современных канатных дорог, и техника для подготовки склонов, и оборудование для генерации искусственного снега, и разнообразный выбор вариантов размещения, и целая индустрия объектов питания и сопутствующих развлечений. В разных частях нашей страны есть горнолыжные курорты как «со стажем», так и относительно молодые. И те и другие находятся в постоянном развитии, и конкуренция между ними достаточна высока.

С приближением зимнего сезона вопрос «куда поехать?» задают себе тысячи отпускников. Жители наших необъятных стран чаще стали брать отпуска зимой, да и длинные новогодние каникулы позволяют уехать в горы на целую неделю. Сама по себе такая поездка довольно затратна, и каждый выбирает место отдыха в соответствии с возможностями своего кошелька. Недельная поездка в Альпы обходится в довольно кругленькую сумму, и далеко не каждый турист, а тем более целая семья с детьми, могут себе это позволить. Подходящий для зимнего отдыха горнолыжный курорт можно выбрать и в России или у ее ближайших соседей. И что немаловажно, он может находиться недалеко от места проживания. Ведь на стоимость поездки существенную роль играет удаленность курорта от дома.

Исторически и по своим природным данным центром развития горнолыжного спорта и туризма в России были, да и сейчас являются, Кавказские горы. Самые высокие в Европе во главе с двойной вершиной красавца Эльбруса (5642 м) и многочисленными четырехтысячниками, горы Кавказа привлекают любителей крутых спусков, свежайшего снега и целительного горного воздуха. Курорты в Приэльбрусье и на Домбае существуют уже более полувека и давно стали классикой горнолыжного отдыха. К сожалению, инфраструктура на этих курортах развивается не достаточно быстро.

Рассказать обо всех горнолыжных центрах России, количество которых к настоящему времени уже приближается к 205, в одной статье не представляется возможным, поэтому я сделал статью о наиболее характерных и наиболее популярных курортах, постаравшись дать при этом максимальный охват с учетом обширной географии страны.

Список лучших горнолыжных курортов России — здесь.

 

История развития горных видов спорта

 

Сноуборд - один из видов горнолыжного спорта фотоКак известно, горнолыжный спорт зародился в середине XIX века в Норвегии в окрестностях городка под названием Телемарк. Первоначально стиль катания так и назывался — телемарк. Его придумал норвежец Сондре Норхейм. Он во многом определялся конструкцией лыжных креплений: пятка ботинка не была жестко закреплена на лыже, а могла свободно перемещаться вверх. В повороте лыжник, сгибая ногу, выдвигал одну лыжу вперед, а другой почти касался коленом, сохраняя равновесие за счет центробежной силы. Следом за «телемарком» появилась техника спуска на параллельных лыжах, получившая название «христиания».

По мере развития техники спуска и конструкции лыж, увеличивалось и количество приверженцев скоростного спуска с гор. С начала ХХ века горнолыжники начали осваивать Альпы и провели первые соревнования. В программе первой зимней Олимпиады, состоявшейся во французском Шамони в 1924 году, соревнований по слалому еще не было. Лишь в 1931 году слалом и скоростной спуск были включены в программу Чемпионата мира по лыжам, а на Олимпийских играх дебют состоялся в 1936 году.

В России, а если быть точнее в СССР, увлечение горными лыжами началось в 30-е годы прошлого столетия. Причем этот вид спорта стал развиваться не в горных районах, а там, где настоящих гор в принципе не было. Таким местом в Москве стали Воробьевы горы. Тогда это была юго-западная окраина столицы, высотка МГУ еще не была построена. Над склонами, террасами спускающимися к Москве-реке, стояли два села — Воробьево и Потылиха. Крутой берег стал местом проведения тренировок и первых соревнований по слалому и прыжкам с трамплина. Здесь получали закалку спортсмены, впоследствии становившиеся чемпионами. Впервые первенство СССР по скоростному спуску состоялось в 1937 году. Его выиграл молодой горнолыжник с «воробьевки», ставший позднее одним из лучших российских фотографов-пейзажистов, Вадим Гиппенрейтер. А спустя два года, в 1939 году, он первым в истории совершил спуск на лыжах с восточной вершины Эльбруса.

 

Во второй половине XX века мир охватило увлечение новым направлением в катании на лыжах — фристайлом. Начинавшийся как произвольный стиль катания, к концу 80-х, он оформился в несколько спортивных дисциплин: могул, лыжная акробатика, лыжный балет и ски-кросс. В 1979 году при Международной федерации лыжного спорта (FIS) был создан технический комитет по фристайлу, после чего этот вид спорта начал включаться в международные соревнования, проводимые под эгидой ФИС.

В наших странах сноубординг стали осваивать в конце 80-х. С его появлением стало меняться представление не только о горнолыжном спорте, но и об активном зимнем отдыхе в целом. Хотя сноуборд и появился путем соединения двух лыж в одну, многие его апологеты считают, что он демократичнее лыж и больше ориентирован на молодежь, а горные лыжи — это занятие для более консервативной и возрастной части аудитории. И все же имеет место взаимное проникновение миров лыж и сноуборда. К примеру, можно сказать, что лыжное направление «нью-скул» появилось во многом благодаря сноубордингу.

С ростом числа поклонников катания на доске появилась потребность в создании сноу-парков с трамплинами, хафпайпами, рейлами и другими приспособления. Такие парки сейчас строятся на многих горнолыжных курортах.

В начале XXI века на своей родине в США сноубординг стал самым быстрорастущим по количеству поклонников среди зимних видов спорта: их численность там составила более 7 миллионов человек. По некоторым данным, сноубордисты составляют четвертую часть от общего числа любителей зимних видов спорта. В Австрии и Швейцарии занятия по сноубордингу даже включены в школьную программу по физической подготовке.

 

 

Современные требования к склонам для горнолыжного туризма

 

На горнолыжном курорте важнейшее значение придается склонам, предназначенным для катания. Они должны отвечать целому комплексу требований. Иметь разнообразные и правильно спрофилированные трассы. Желательно, чтобы курорт располагал полным спектром склонов — от простых и учебных до сложных и специально предназначенных для проведения соревнований.

Почти обязательным для современного курорта стало наличие сноупарка с хафпайпом, трамплинами, воздушной подушкой, рейлами и другими сооружениями для сноубординга.

Снежное покрытие на трассах требует постоянного внимания. Оно ежедневно или, если быть точнее, еженочно, обрабатывается с помощью специальных гусеничных машин — ратраков. Сейчас просто невозможно представить современный горнолыжный комплекс без ратраков. Современные ратраки совсем не похожи на те, которые появились на горных склонах более 80 лет назад. Сегодня это мощные многофункциональные машины, способные выполнить сложные и разнообразные задачи, а его водитель должен быть настоящим профессионалом.

Другое, ставшее уже практически обязательным для современного курорта оборудование, — системы искусственного снегообразования или, говоря проще, снежные пушки. Практически каждый современный горнолыжный курорт имеет в своем оснащении такие системы. Снежные пушки нужны для того, чтобы в малоснежные зимы подсыпать на трассы искусственный снег, а еще они позволяют открыть горнолыжные склоны до того как выпадет натуральный снег. Нужно лишь только, чтобы температура воздуха опустилась ниже нуля градусов.

Системы искусственного оснежения — это сложные инженерные сооружения с собственными водоемами и трубопроводами для подачи воды. Для создания искусственного снега используется два типа генераторов: снежные пушки и менее мощные снежные ружья. Снежные пушки мобильны, их можно перемещать на шасси или салазках, они способны производить до 150 кубических метров снега в час. Снежные ружья имеют производительность обычно не превышающую 25 кубических метров в час и расставляются на равных расстояниях вдоль основных трасс, чтобы обеспечивать равномерное напыление дополнительного слоя снега на всей их протяженности.

Вечернее освещение трасс тоже имеется сейчас на многих курортах для горнолыжного туризма. Особенно это актуально для северных регионов с коротким световым днем зимой.

 

Подъёмники на горнолыжных курортах

 

Без подъемников в наше время не обходится ни один горнолыжный курорт. Это одна из важнейших составляющих его инфраструктуры. И чем гуще и протяженнее их сеть, тем выше позиционируется сам курорт. В России самая разветвленная сеть горнолыжных подъемников находится в Красной поляне. Конечно, ей еще рано тягаться с крупнейшими альпийскими курортами, насчитывающими сотни километров канатных дорог. Для сравнения: на «Роза Хутор» в Красной поляне подъемники объединяют 77 км трасс, а в Трех Долинах во французских Альпах общей сетью подъемников связано 600 км горнолыжных трасс.

Основные типы подъемников

  • гондольные,
  • фуникулеры,
  • кресельные и буксировочные.

Еще они характеризуются

  • протяженностью,
  • перепадом высот между нижней и верхней станциями,
  • скоростью подъема
  • пропускной способностью, измеряемой в человеко-часах.

Гондольная канатная дорога

Это один из наиболее удобных типов горнолыжного подъемника. Подвесной канат движется по кругу, а кабинки накапливаются в специальном отстойнике и по мере необходимости цепляются к канату. Обычно кабины имеют вместимость от 4 до 6 человек, но могут быть и больше. Двери гондолы закрываются автоматически, а лыжи и сноуборды помещаются в специальные карманы снаружи. Надежность такого подъемника сочетается с высокой производительностью и комфортом для пассажиров, которые полностью защищены от ветра.

Маятниковая канатная дорога

Это разновидность гондольного подъемника, только кабины здесь жестко прикреплены к тросу и их всего две. Они двигаются навстречу друг другу. Такие канатные дороги используют на сложных рельефах местности. Чтобы обеспечить хорошую пропускную способность, кабины на маятниковой дороге могут вмещать до 100 человек и более.

Фуникулер

Редко встречающийся тип подъемника. Представляет собой вагон, движущийся по рельсам, который тянет за собой канат. Таких вагонов, прикрепленных к разным концам каната, два — один движется вверх, другой вниз. Вместимость вагонов достигает 150 человек.

Кресельная канатная дорога

Канатно-кресельные подъемники доставляют пассажиров в креслах, которые подвешиваются к канату. Крепление кресла к канату может быть фиксированным, и тогда кресло все время движется вместе с канатом или с отцепляемым зажимом, когда кресла стоят в специальном отстойнике, и начинают движение с канатом в нужный момент. Количество пассажиров в одном кресле обычно варьируется от двух до шести. Встречаются подъемники и на большее количество пассажиров, а на старых подъемниках может быть и одноместное кресло. Для большего комфорта пассажиров в оснащение кресел добавляют подогрев сидений и большие прозрачные колпаки, защищающие от ветра.

Бугельная канатная дорога

Бугельный подъемник — опорная канатная дорога, которая буксирует пассажиров, стоящих на лыжах, с помощью троса, двигающегося по кругу. По количеству посадочных мест различают одно- («тарелка») и двухместные («швабра») бугельные дороги.

Безопорная канатная дорога «бэби-лифт»

Безопорный подъемник используется для транспортировки катающихся на коротких склонах, и имеют длину не более 100 метров. Устанавливаются на учебных или детских склонах. Лыжники для передвижения просто захватывают трос руками. Канатные дороги такого типа просты в монтаже и эксплуатации.

Ленточный подъемник

Представляет собой движущуюся гибкую ленту, стоя на которой, лыжники перемещаются вверх, как на конвейере. Ленточные подъемники, как правило, обслуживают детские зоны.

 

Чем отличаются горнолыжные трассы

 

Горнолыжная трасса на курорте фотоДля России выработаны собственные требования к классификации горнолыжных трасс. Эти требования в основном соответствуют международной классификации, хотя критерии оценки в разных странах могут различаться.

В России принята система , классифицирующая трассы по четырем категориям сложности. Они обозначаются четырьмя разными цветами:

  1. зеленым
  2. синим
  3. красным
  4. черным.

Различия горнолыжных трасс по сложности

  • «Зеленые» трассы с уклоном величиной 5-15 % и шириной 15-20 м предназначены для начинающих лыжников и сноубордистов. Рельеф у них простой, с равномерным небольшим наклоном и большой площадкой для остановки. Наличие опасных участков на такой трассе не допускается. Снежный покров должен быть хорошо обработан и не иметь оголенных мест.
  • «Синие» трассы относятся к низкому уровню сложности. На них уклон может достигать 25 %, а ширина трассы находится в интервале от 20 до 40 метров. Рельеф несложный и разнообразный, допускаются переменяющиеся легкие и разнообразные наклоны.
  • «Красная» трасса (уклон до 40 % ширина 30-40 м) относится к среднему уровню сложности. Она ориентированы на хорошо катающихся лыжников и сноубордистов. Рельеф у нее разнообразный с легким и средним уклоном и не очень резкими по углу наклона участками. Допустимо наличие нескольких крутых мест. Профиль — разнообразный без резких границ и боковых наклонов. Допускается наличие нескольких не очень сложных участков.
  • «Черным» цветом обозначаются трассы самого высокого уровня сложности (уклон свыше 40 % при ширине 35-40 м). Ее рельеф наиболее разнообразен с легким, средним и большими углами наклона. Крутизна отдельных участков может достигать 60 %. Также допустимы резкие боковые наклоны. Опасные участки обязательно должны быть огорожены защитными сетками и матами. Черные трассы не всегда обрабатываются ратраками и часто бывают сильно бугристыми. Трассы предназначенные для могула, как правило, имеют черную маркировку.

 

Для всех категорий трасс пропускная способность канатной дороги не должна превышать пропускной способности самой лыжной трассы. Уклон определяется в % от 45 градусов.

Безопасность на горнолыжных склонах

 

безопасность горнолыжных склонов фото
gornolyzhnyj-turizm-kurorty

Горные лыжи и сноуборд, как и любой другой вид спорта, связаны с риском для жизни. Чтобы максимально обезопасить себя нужно соблюдать правила поведения на горнолыжном склоне и иметь средства защиты. В первую очередь это шлем на голову. Его использование уже становится обязательным на многих альпийских курортах.

Кроме того зоны, предназначенные для катания должны быть максимально безопасными и отвечать определенным требованиям.

Стандартными мерами безопасности горнолыжных склонов являются:

  • Ограждение опасных мест;
  • Обозначение границ мест катания;
  • Маркировка сложности, лавиноопасности трасс и их статуса («открыта», «закрыта»), а также уведомление о препятствиях у начала склонов, нумерация всех трасс;
  • Наличие правил поведения на склонах в доступном для всех катающихся месте;
  • Наличие сеток-уловителей и матов в опасных местах;
  • Маркировка зон катания, границ трасс.

На всех горнолыжных курортах обязательно наличие специальных служб по подготовке и эксплуатации трасс, лавинной службы, спасательной службы.

Высокие горы всегда связаны с лавинной опасностью, поэтому надо быть внимательным, следить за состоянием снега и соблюдать все предписания лавинной и спасательной служб.

Дополнительное оборудование для безопасности горнолыжников на курортах при спусках

Любители фрирайда и катания вне размеченных трасс должны иметь при себе дополнительное оборудование. Это —

  • лавинные датчики, облегчающие поиск попавшего в лавину,
  • специальный щуп
  • небольшая лопата.

Щуп и лопата нужны для того, чтобы можно было быстро найти и откопать человека, попавшего в лавину.

 

Правила поведения туристов на горнолыжных курортах при спусках со склонов

правила спусков на склонах фотоПравила FIS приняты во всем мире и считаются идеальной моделью поведения ответственного и осмотрительного лыжника или сноубордиста, и их предназначение — предотвращение несчастных случаев на склоне. Правила FIS применяются ко всем без исключения лыжникам и сноубордистам. Лыжник или сноубордист обязан знать эти правила, уважать и соблюдать их. Если он не делает этого, то его поведение, в случае несчастного случая, может рассматриваться как нарушение гражданского и уголовного законодательства.

  • Правило 1 -  УВАЖАЙТЕ ВСЕХ ОКРУЖАЮЩИХ.

Каждый сноубордист или лыжник должен вести себя на склонах так, чтобы не создавать помехи для движения окружающих, а также не подвергать окружающих опасности и не наносить людям ущерб.

  • Правило 2 — КОНТРОЛИРУЙТЕ ВАШУ СКОРОСТЬ НА ЛЮБОЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ.

Каждый сноубордист или лыжник обязаны контролировать свою скорость спусков постоянно. Вы должны выбирать себе склон согласно уровню своей технической  и физической подготовки, а ещё обращать внимание на количество людей на склоне и погодные условия.

  • Правило 3 — ВЫБИРАЙТЕ МАРШРУТ.

Каждый сноубордист или лыжник должен выбирать для себя маршрут движения по склонам таким образом, чтобы никогда не подвергать опасности всех едущих впереди него. Ведь при столкновении виноват всегда тот, кто двигался в момент контакта сверху.

  • Правило 4 — ОБГОН.

Сноубордист или лыжник может обгонять другого сноубордиста или лыжника справа и слева, сверху, снизу, при условиях, что он оставляет вполне достаточно свободного места другому обгоняемому лыжнику для любых непреднамеренных или намеренных маневров, включая остановку.

  • Правило 5 — ВЫХОД НА СКЛОНЫ И НАЧАЛО ВАШЕГО ДВИЖЕНИЯ.

При выходе на склоны или начале движения вниз, после остановки каждый сноубордист или лыжник должен осмотреться по сторонам, чтобы любыми своими действиями не подвергнуть опасности окружающих или себя.

  • Правило 6 — ОСТАНОВКА НА СКЛОНЕ.

Без крайних необходимостей следует избегать любых остановок в узких и плохо просматриваемых местах, за перегибами, за поворотами. В случае падения в таких местах, сноубордист или лыжник обязан покинуть место падения как можно быстрей — отползти до края трассы, или уехать.

  • Правило 7 — ПОДЪЕМ НА СКЛОН И СПУСК ПО ТРАССЕ ПЕШКОМ.

Подниматься на трассу или спускаться пешком (и/или на лыжах) можно только лишь по краю трассы.

  • Правило 8 — СОБЛЮДАЙТЕ РАЗМЕТКУ И ЗНАКИ.

Каждый сноубордист или лыжник обязан соблюдать разметку и все знаки, встречающиеся на трассах, и также все указания обслуживающего трассы персонала.

  • Правило 9 — ПОМОЩЬ.

При несчастных случаях каждый сноубордист или лыжник должен оказать посильную помощь.

  • Правило 10 — ОБМЕН КООРДИНАТАМИ.

Каждый сноубордист или лыжник, а также любые свидетели, являются ли они ответственными лицами или нет, должны обмениваться адресами и именами после несчастных случаев.

Вот основная информация, которую должны знать те, кого интересует горнолыжный туризм. Хороших спусков!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Комментариев: 8
  1. Николай

    и кстати, на воде тоже можно лыжами заниматься :razz:

    1. (автор)

      водные лыжи — ещё тот драйв!

  2. Николай

    а я люблю больше поплавать, не горы тоже нормал, но пляжи больше привлекают, чем снег. ;-)

    1. (автор)

      Николай здесь я вас полностью поддержу!

  3. Юлия В

    Три года назад попробовала себя в роли лыжника в Сочи. Сначала ничего не получалось, занималась с инструктором, уж очень хотелось покорить для начала зеленую трассу

    ! И я это сделала! Теперь моя цель красная трасса. Хочу дать дельный совет по оборудованию, выбирайте качественную экипировку, не экономьте на одежде, если не хотите заболеть.

    1. (автор)

      вы молодец! поддержу вас по поводу экипировки — горнолыжный спорт не терпит халатности и плохого оснащения.

  4. Евгений

    В прошлом году ездили с женой отдыхать в Карпаты. Катались только на зелёной трассе. Так и не перебороли страх опробовать другие горки.

    1. (автор)

      ну, в горнолыжном деле — лиха беда начало ))) Всё надо аккуратно и постепенно делать.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: