Как проехаться за визой из Тайланда в Малайзию.
Виза-ран в Малайзию с острова Самуи
Если нужно еще остаться в Таиланде, придется выезжать из страны в одно из близлежащих государств, потом заезжать обратно в Таиланд и получать такой штамп снова. Делать это можно неограниченное количество раз. Для длительного пребывания, конечно, не очень удобно каждый месяц мотаться до границы и обратно, но деваться некуда.
Есть еще всякие варианты получения визы, туристической или длительной, от двух месяцев до года, но мы их не рассматривали, потому что не собирались оставаться в Таиланде больше, чем на два месяца, кроме того, мы любим движение, и нам несложно съездить туда-сюда раз в месяц. Такая поездка называется виза-ран (visa-run), или бордер-ран (border-run). Организацией виза-ранов на Самуи, да и везде в туристических местах Таиланда, занимаются многочисленные турфирмы и просто частные лица. На Самуи поездку на виза-ран можно купить на каждом шагу за 2000 бат у реселлеров, напрямую можно и дешевле. Самое известное агентство, которое занимается виза-ранами по всему Таиланду – Easy Way, на Самуи их телефон – 0817377369, стоит 1900 бат. Можно найти и частника, который отвезет вас на своем минибасе дешевле – за 1700—1800 бат. Например, все хвалят некую Джулию, ее телефон – 0860666151. Все они возят в течении одного дня, собирают народ с 4-30 до 5-30 прямо из дома, выезжают на первом пароме в 6 утра, гонят с предельной скоростью до границы и обратно (за 4 часа 400 километров), успевают на последний паром в 18-00, а то и раньше, и развозят всех по домам. Удобно для тех, кто предпочитает, чтоб все устроили за них, не любит путешествовать, или просто хочет обернуться быстрее. Но следует ожидать, что повезут в тесном микроавтобусе, и очень быстро, 4 часа в одну сторону, и столько же в другую. Ноги затекут точно, а кого-то и укачает.
Мы изначально были настроены на самостоятельную неторопливую поездку с ночевкой в Хатъяй, большом городе на самом юге Таиланда, а также транспортном хабе для автобусов и поездов, идущих к тайско-малазийской границе и через нее. Дело в том, что в Хатъяе мы договорились встретиться с одним знакомым. Он тайский мусульманин, то есть таец только по паспорту, а на самом деле относится к этническим малайцам, которые говорят на двух языках – южном тайском диалекте и Джави (Jawi), который считается диалектом малайского. Он родом из Наративата, города рядом с малазийской границей (да-да, именно там все время кого-нибудь взрывают и обстреливают, правда, это относится в основном к военным и полицейским). Сейчас Дэйв учится в Накхон Си Тхаммарате на учителя английского языка и проходит практику в школе в родном городе. Свободными у него бывают только субботы, поэтому мы договорились именно на 27 августа. Но, к сожалению, он оказался занят и в субботу, поэтому мы перенесли нашу поездку на следующий день, так как мы боялись, что 28 граница будет закрыта из-за праздника Idul Fitri по случаю окончания Рамадана. Это самый большой исламский праздник, и была большая вероятность, что в последний день Рамадана могут закрыть границу. Кстати, мы ошибались, так как Хари Райя Идул Фитри начинается в 2011 году 30 августа, а последний день Рамадана был как раз 29 августа, в день, когда мы переходили границу.
Мы не слишком торопились и вышли из дома в начале 9-го утра, вышли на Ламаи Бич Роад, и там сели в сонгтео до Натона. Натон – это административный центр Самуи, деревня на западной стороне острова. Между Ламаи, где мы живем, и Натоном примерно 20 км по кольцевой дороге вокруг острова. Общественный транспорт на Самуи представлен так называемыми сонгтео – пикапами с двумя лавочками в кузове (кстати, их название так и переводится с тайского – «два ряда») и крышей над ними. Стоит сонгтео, в зависимости от расстояния, от 20 до 60 бат с человека, дети едут бесплатно. В Натоне мы были около половины десятого утра.
Есть несколько вариантов поездки в Хатьяй с острова Самуи. Во-первых, можно купить билет на паром с включенным трансфером до Сураттани или Накхон Си Таммарата, и уже оттуда купить билет до Хатъяя. Во-вторых, есть две фирмы, продающие билеты на автобусы непосредственно с Ко Самуи до Хатъяя – Пантип тревел и Тай-Малай 2001. Автобусы Пантипа отправляются в 8-00 и 10-00 и стоят 430 бат за взрослого и 400 за ребенка, мы к отправлению последнего автобуса не успели, потому что немного заблудились в закоулках Натона, пока искали их офис. Он находится напротив зданий районной администрации и полицейского участка.
Надо было офис не искать, а просто пойти к автобусу и купить билет прямо там, тем более, сонгтео остановился как раз возле него. Вторая фирма, Тай Малай, предлагает автобус в 7-30 с прибытием в Хатъяй в 15-00, и ночной автобус с отправлением в 18-00 (на последнем пароме) с прибытием в час ночи. Стоит 450 бат за взрослого и 240 за ребенка. Нам было бы дешевле, но приехать в час ночи и просидеть на вокзале до утра нам не улыбалось, поэтому мы решили ехать в Сурат и оттуда уже в Хатъяй.
В Натоне два пирса, принадлежащих разным фирмам – Ломпрайя (Lomprayah) и Ситран (Seatran).
Они находятся рядом, и у тех, и у других паромы идут не в сам Сураттани, а в отдаленный порт Донсак (68 км к востоку). У Ломпрайи за детей платить не надо, и, казалось бы, нам бы было дешевле, но они продают автобусный билет отдельно (и, видимо, с нехилой комиссией), и ценник в общем выходит дороже – 350 за взрослого и 225 за ребенка. Ситран же работает в кооперации все с тем же Пантип тревел, который монополизировал пассажирские перевозки между Донсаком и Сураттани, и билет у них вместе с автобусом до Сураттани стоит 230 взрослый и 170 детский, причем за совсем малышей платить не надо, так что мы платили только за Софу. Вышло у нас 630 за всех.
Паром был в 11-00, в 12-10 мы были в Донсаке, и в 13-20 уже вышли из автобуса в Сураттани.
На пароме мы познакомились с прикольным чуваком, который вообще-то мусульманин, и ехал в Бангкок к матери на празднование по случаю окончания Рамадана, но выглядит как раста, и Рамадан соблюдать даже не думал – при нас купил себе баночку какого-то напитка и заварил лапши. Хотя, в пути, говорят, можно не соблюдать пост. Работает он в Ламаи татуировщиком.
Очень многие водители автобусов подрабатывают тем, что по прибытии в город назначения останавливаются не на автовокзале, а у какого-нибудь агентства, перепродающего билеты на автобусы, естественно с наценкой. Нас высадили тоже за пределами вокзала, у агентства, где нам «помогалы», кучкующиеся поблизости, не моргнув глазом, соврали, что это и есть «bus station», и предложили билеты в Хатъяй за 380 бат на минибас, заявив, что автобусов сегодня уже не будет. После этого, в следующем агентстве, нам еще предложили билеты за 300 бат (уже на нормальный автобус), потом за 290. Мы им всем не поверили, несмотря на песни о том, что автобусный терминал находится в 8 км отсюда и нам надо брать тук-тук за 100 бат, чтобы туда доехать. Но Аню осенила блестящая мысль найти обычного тайца, не имеющего отношения к селлерам, и спросить у него, где автовокзал. Мы знали, что он называется Талак Касет 2, в отличие от Талак Касет 1, с которого ходят автобусы только внутри провинции. В общем, замечательная девушка на неплохом английском языке нам объяснила, что до Талак Касет 2 от этого места пять минут ходу пешком. Купили мы билеты на вокзале прямо возле платформы, за 220 бат за взрослых и 190 бат за ребенка. Кстати, детский билет практически везде в Таиланде можно купить один на двоих детей, с условием, что они поедут на одном сиденье. Всего 630 бат.
Отправление было заявлено в 15-00, но реально выехали почему-то в 14-10. В 20-00 мы были в Хатъяе. Нам предстояло еще найти гестхаус, чтобы переночевать. Мы заранее почитали в интернете отзывы о хатъяйских гестах, и остановились на Loise Guesthouse, он не самый дешевый, но отзывы о нем исключительно хорошие, в отличие от Cathay Guesthouse, который упоминается во всех путеводителях для бекпекеров, но который ругают сами бекпекеры, когда пишут о нем отзывы.
От автовокзала до района, где сосредоточены большинство дешевых гестхаусов, вполне реально дойти пешком, и мы так было и сделали, но наши силы уже иссякли, к тому же я умудрился заболеть и начинал походить на сомнабулу, поэтому, пройдя пару километров, мы поймали тук-тук, он за 60 бат довез нас до геста. Гестхаус оказался еще дороже, чем написано было в отзывах – 500 бат за твинс (номер с двумя кроватями). Сингл в нем стоит 300 бат.
Хорошие отзывы сказываются не только на посещаемости, но и на цене. Очень креативный хозяин геста весь его облепил всякими украшениями, картинками, бантиками, скульптурками и фотографиями короля и королевского семейства.
Весьма, кстати, дружелюбный хозяин – китаец; вечером его не было, а утром он нас провожал со всякими добрыми пожеланиями.
К слову, о дружелюбии южных тайцев. Мы уже были наслышаны о нем, а тут ощутили на себе. Половина проезжающих мимо мотоциклистов притормаживали возле нас и кричали «Хелло!»; девушки в деловых костюмах подъезжали и спрашивали, не надо ли нам чем-то помочь; когда мы шли по вечернему Хатъяю, рядом остановился дорогой джип, и, хотя его водитель с женой ни слова не говорили по-английски, и никак не могли понять, куда нам надо, предлагали нас подвезти; дети махали руками и радостным хором здоровались; наших детей угощали бананами хозяева кафе, таскали к нам своих карапузов знакомиться. А уж улыбок и приветствий мы увидели чуть ли не больше, чем в России за всю жизнь. В общем, такого радушия мы не встречали даже в Чиангмае и Малайзии, которые в наших глазах до сих пор держали пальму первенства по доброжелательности населения.
Бросив вещи, мы пошли искать еду. Рядом с гестом находится Хатъяйская Walking Street, вот на нее мы и попали. Это было нечто! Мы увидели такую толпу людей, какую можно встретить разве что в Чайнатауне в Бангкоке или на Каосан вечером. Толпа состояла, в основном, из малайзийских китайцев, которые, видимо, настрадавшись в исламской Малайзии по отсутствию ночных клубов и дешевому (по малазийским меркам) алкоголю, да еще в Рамадан, приезжают в Хатьяй отрываться вместе с семьями. Еды на walking street полно, как и всякой мелочевки, но цены немилосердные – в два раза дороже, чем на улице Рамбутри в Бангкоке.
На следующее утро, пораньше встав, мы отправились на автовокзал. На этот раз пошли пешком, заодно посмотрели город, благо было не жарко. Хатъяй показался нам больше похожим на малайзийские города, чем на тайские.
На автобусной станции выяснили, что в Паданг-Безар, где находится пограничный переход в Малайзию, можно уехать на частном минибасе за 50 бат с человека (за детей полцены) или на местном локал-басе за 42 бата (дети бесплатно). Мы решили дождаться локал-баса. Потом мы немного об этом пожалели, потому что этот автобус, после того, как подобрал нас на автовокзале, еще почти час развозил народ, приехавший из Паданг-Безара, а потом собирал людей по городу. Так что, если ехать на местном автобусе, лучше садиться не на автовокзале, а выходить на улицу с зубодробительным названием Kanchanawanich Road, которая находится недалеко от автовокзала, или (если вы едете с ж/д вокзала или из гестхауза, большинство которых рядом с жд) – на Phetkasem Road, и ловить автобус там. Следует еще учесть, что автобус без кондиционера (с вентиляторами и открывающимися окнами), и останавливается во всех населенных пунктах по дороге. Вот карта Хатъяя, синим на ней обозначен наш пешеходный маршрут от автобусного терминала до района гестов и жд вокзала, красным – маршрут, по которому идет локал-бас на выезд из города.
До Паданг-Безара от Хатъяя – 55 километров, сели мы в автобус в 9-30, час покружив по городу, выехали из Хатьяя в 10-30, в 12-00 были в Паданг-Безаре. Вышли прямо у пограничного перехода, за две минуты прошли паспортный контроль на выезд из Таиланда.
Потом там до паспортного контроля с малайзийской стороны около 2-х км, между двумя пунктами ездят мотобайки-такси и, кажется, минибасы, но мы пошли пешком, как и в прошлом году.
По дороге стоит большой Duty-Free комплекс, насколько ниже там цены, мы не смотрели, но туалет в нем посетили – он бесплатный.
Малайзийский контроль на входе в страну еще проще, чем в Таиланде, никаких карточек заполнять не надо, правда снимают отпечатки пальцев с помощью электронного устройства. В паспорт вклеивается бесплатная марка и ставится штамп на 30 дней. В прошлом году, кстати, вообще ничего не вклеивали и ничего не заполняли, только штамп, и все.
Чуть дальше за паспортным контролем стоит еще пограничник, который, глянув один паспорт, остальных пропустил просто так. На выходе из пограничного комплекса находится транспортная развязка с традиционно для Малайзии отсутствующими тротуарами, но мы туда не пошли, а прошли в соседние ворота обратно на переход.
Наверное, можно было и срезать, вообще не выходя с территории комплекса, но там такие красивые газоны, что мы не решились их топтать. Выход из Малайзии занял вообще полминуты, оторвали половину марки, проштамповали паспорт, ни слова не сказав о том, что мы зашли пять минут назад. Потом опять до тайского контрольного пункта, заполнили иммиграционные карточки, получили штампы, и вышли на ту же остановку, на которую приехали. Весь переход и процедуры заняли меньше, чем полтора часа, из них дорога пешком – час.
В 13-30 мы уже сели на обратный автобус, в 14-20 были в Хатъяе. Обратно мы решили ехать на ночном автобусе Тай-Малай 2001, хотели погулять по городу, но погода нам этого сделать не дала, весь день шел дождь, поэтому до отправления просидели на автовокзале, только ходили обедать и ужинать в близлежащие забегаловки.
Билеты начинают продавать в семь часов вечера, стоят они до Самуи: 450 – взрослый и 240 – детский. Мы взяли на детей один билет на двоих. Но оказалось, что и он был лишним. Дело в том, что автобус этот, вообще-то, идет из Сунгай Колока, города на границе с Малайзией, и, обычно неполный, в этот раз оказался набит под завязку, а благодаря отсутствию компьютерной системы бронирования, наша кассирша узнала об этом только в 20-00, когда ей позвонил водитель. Она подозвала всех, кто купил билеты, и предупредила, что до Накхон Си Таммарата в течении 2-х часов придется ехать стоя (тут она приукрасила, потому что до Накхона, вообще-то, не меньше 3,5 часов езды). Билеты сдавать никто не стал. Автобус приехал с опозданием, в 10 вечера, и первые полчаса пути все севшие (вставшие) в Хатъяе, действительно ехали стоя. Кроме нас, потому что мы с Аней удобно устроились на ступеньках (автобус двухэтажный), а детей посадили, подвинувшись, те, кто ехал сидя. На первой же остановке народу поубавилось, в проход поставили табуретки, дальше все ехали сидя, постепенно пересаживаясь на освобождающиеся места. На такой табуретке сидеть в автобусе тоже не слишком удобно, поэтому я предпочел свои удобные ступеньки и рюкзак, а Ане уступил свое место на сиденье таец. Кстати, я давно заметил, что тайцы в таких случаях легко терпят неудобства, никогда не ворчат, и запросто могут уступить свое место тому, кому, на их взгляд, это требуется, чего не скажешь о фарангах, особенно англоязычных, которые лезут на освободившиеся места, даже если человек встал с этого места на минуту размяться, и никогда не уступают свое удобство другим, хоть детям, хоть пожилым. Типа, кто первый встал, того и сапоги.
Кстати, на автовокзале Хатъяя, когда мы ждали автобуса, произошла встреча, которая в очередной раз показала, как тесен мир. Оказалось, что 27 августа поездка на виза-ран с Джулией закончилась трагедией, на обратном пути они попали в аварию. Шел ливень, и в них врезался грузовик. Все остались живы, но почти все до сих пор в больнице, причем некоторые с очень тяжелыми травмами. Саму Джулию увезли в Бангкок на операцию, остальные (11 человек) в больницах Хатъяя. А ведь именно 27-го мы пытались дозвониться Джулии, но она не брала трубку. Всякое может случиться, конечно, но торопиться мы точно никогда не будем. Ведь Джулия успевала даже не на последний шестичасовой паром, а на четырехчасовой… Надеюсь, у них всех все будет хорошо.
Приехали мы в Донсак в 4 часа утра, еще немного поспали всем автобусом, и на первом пароме в 5 часов отправились на Самуи. Прибыли в 6-30 на пирс Липа Ной, который находится в отдалении от Натона и кольцевой трассы. Автобус, правда, не вошел на паром, и должен был прибыть на следующем, в 7-30 утра, чтобы ехать в Натон. Причем сонгтео на этот пирс не заходят, там тусуются только кровожадные самуйские таксисты. Мы ждать не стали, потому что устали за дорогу, скинулись с нашим новым знакомым на такси и доехали до дома.
Подведя итоги: ехать самостоятельно на автобусах с Самуи на виза-ран в Малайзию намного дольше, медленнее, но дешевле, комфортнее (относительно) и интереснее. А, если вспомнить эту аварию, то кажется и безопаснее, хотя от аварий не застрахованы и автобусы.
Вся дорога на одного взрослого:
Сонгтео Ламаи-Натон – 60 бат,
Паром+Автобус Натон-Сураттани – 230 бат,
Автобус Сураттани-Хатьяй – 220 бат,
Локал-бас Хатьяй-Паданг-Безар – 42 бата, в обе стороны – 84,
Ночевка в гестхаусе в Хатьяе – 250-300 бат с человека (можно дешевле, если в другом гесте),
Ночной автобус+паром Хатьяй-Самуи – 450 бат,
Сонгтео Натон-Ламаи – 60 бат.
Итого: 1354 бата.
Если посчитать не локал-бас, а минибас, что гораздо удобнее, то +16 бат=1370 бат.
Можно добавить еще тук-тук в Хатьяе – 30 бат с человека в одну сторону, туда-обратно – +60 бат=1430 бат.
Если ехать в обе стороны ночными автобусами, получится точно та же сумма за проезд, но можно исключить гестхаус, так как все равно в Хатьяй автобус приезжает глубокой ночью, можно перекантоваться на вокзале до 7 утра, когда начинают ходить автобусы на границу.
Если ехать Пантипом, то будет дешевле на 20 бат, но в Хатьяе все равно, скорее всего, придется ночевать. По расписанию, их первый автобус приходит в 15-00, но до границы еще минимум час, и час на переход, а автобусы в Паданг-Безар и обратно перестают ходить в 17-00. Можно, конечно, договориться с водителем минибаса, но он поедет при условии, что вы оплатите полную загрузку (500 бат в одну сторону), и может вас просто не дождаться обратно.
На ребенка старше 5 лет:
Сонгтео – бесплатно,
Паром+автобус Натон-Сураттани – 170 бат,
Автобус Сурат-Хатьяй – 190 бат,
Локал-бас – бесплатно, минибас в обе стороны – 50 бат,
Ночной автобус Хатьяй-Самуи – 240 бат,
Сонгтео – опять бесплатно.
Итого: 650 бат, или 530 на ночных автобусах.
Ребенок до 5 лет везде может проехать бесплатно, но, конечно, из соображений удобства для ребенка имеет смысл все-таки покупать детские билеты, чтобы он ехал на отдельном месте.